Журнальный зал

Совесть не является ни чувством, ни состоянием. Это автономный компонент внутреннего человека. Стыд и совесть Стыд и совесть знаменуют собой два этапа в формировании феномена человека. В основе обоих лежит сознание — способность судить о себе с внешних позиций, отводимых Богу или социуму. Это голос Всевышнего Высшей силы. С ним не спорят. Стыд и совесть создают индивида и социального человека. Соловьев, определяя сущность человека, называет его животным стыдящимся ср. Исходя из этой мысли, Вл.

. Этика. Мораль. Нравственность. Совестливость

Творчество Достоевского в контексте европейской литературы Криницын А. Русская литература 2-й пол. Х1Х века только потому и стала ведущей в развитии мировой литературы, что в короткий срок усвоила, переработала и переосмыслила богатейшее наследие других народов Европы и Античности и смогла достичь уровня их литератур по глубине и мастерству.

Научная литература, посвященная изучению творчества Достоевского, . персонажи испытывают страх, ненависть, любовь, сострадание, стыд и.

Толкование Перевод Стыд одно из осн. Тема С, совести, критики бесстыдства является сквозной в истории рус. Уже в"Повести временных лет" кротости племени полян противопоставляется"бесстыдство" древлян, радимичей и др. В летописных текстах"Слово некоего христолюбца" и др. По учению Сковороды, самым существенным в человеке является его сердце и моральное возрастание, в т.

Яркое выражение понятие"С.

Теперь обратимся к первой части. Задолго до Фрейда и до школы психоаналитиков он погружается в глубины подсознания и исследует душевную жизнь детей и подростков; он изучает психику безумцев, маньяков, фанатиков, преступников, самоубийц. О Достоевском психопатологе и криминалисте существуют специальные исследования.

Для «подмаксимников» страх, как и стыд, - тема периферийная. После Чехова и Достоевский прав: Христос был великий путаник» (!). Тут писатель.

Вся читающая Россия замерла в предвкушении. И читатели знали, что писатель всегда затрагивает самый больной нерв современной жизни и поэтому всегда злободневен. Но за злободневностью у этого автора таилось и вечное, отличавшее его от посредственных беллетристов. Достоевский был огорчен, но главу переделал и принялся убеждать редактора Н.

Любимова, что в переделанном виде ее необходимо и можно печатать. Но и в переделанном виде глава редакцию не устроила — журнал продолжил публикацию вызывавшего жгучий интерес романа без нее. Мать куда-то собралась с узлом; мещанина, разумеется, не было. Остались я и Матреша.

Творчество Достоевского

Популярные книги в Учебное пособие, написанное академиком Я. Развлекательная и познавательная книга Г. В году исполняется лет со дня рождения и 90 лет со дня смерти Ф. За прошедшие десятилетия произведения писателя не только не забыты, но многие из них начали жить новой жизнью, наполнились тем содержанием, которое дается временем только истинно великим творениям искусства.

Достоевский с его мученической любовью к человеку и человечеству, с его раздумьями о судьбах России, прозрениями и заблуждениями стал нашим современником.

За пределами художественного творчества Достоевский бывал более .. Таким образом, страхи Ставрогина (или Достоевского за Ставрогина ) не имели, . С одной стороны, мне есть чего стыдиться: будучи обществоведом и к.

О великом русском писателе Ф. Достоевском, выразившим своим творчеством безмерность страданий униженного и оскорбленного человечества. Великий русский писатель Ф. Достоевский выразил своим творчеством безмерность страданий униженного и оскорбленного человечества в эксплуататорском обществе и безмерную боль за эти страдания. И вместе с тем, он яростно сражался против каких бы то ни было поисков реальных путей борьбы за освобождение человечества от унижения и оскорбления.

Раздвоенность терзала Достоевского, становясь для него и его героев источником мучительного своеобразного и мстительного наслаждения — болезненной формой признания безвыходности мучений. Он сам был жестоко унижен и оскорблён страшной действительностью, превращавшей его героев в изломанных людей. Его жизненный и литературный путь представляет собой трагедию, содержание которой является подавление и уродование человеческой души действительностью, враждебной гению, свободе, искусству, красоте.

В произведениях этого субъективнейшего писателя, всегда являющихся его личной исповедью, с их угрюмой тревогой, лихорадочными метаниями и колебаниями, неизбывным страхом перед хаосом и тьмой окружавшей жизни, запечатлелась скорбная история великой, но больной души, заболевшей человеческими страданиями и отчаявшейся , то есть изжившей свои чаяния, мечты, надежды молодости, - души, полюбившей боль , потому что ей нечем стало жить, а значит, и нечего стало любить, кроме боли.

В беспокойной атмосфере его произведений отразились и подавленный, искажённый протест действительности, давившей миллионы людей, подобно тому, как был раздавлен насмерть несчастный Мармеладов, - и непрочность, обречённость, близость краха самого общества, построенного на человеческих мучениях, чревато неведомыми потрясениями, грозными катаклизмами. Творчество Достоевского было порождено переходной, кризисной эпохи распада феодально-крепостнических отношений в России и замены их новыми, капиталистическими отношениями.

Статья: Творчество Достоевского в контексте европейской литературы

Тоска по иллюзорному идеалу - Все иностранцы любят Достоевского. Складывается впечатление, что Федор Михайлович на Западе — такой же русский бренд, как икра и балалайка Но Достоевского — больше. Спросите среднестатистического американца, знает ли он русскую литературу, вам ответят:

Не будет преувеличением определить творчество Достоевского как .. писателя») – это мотив человекобога: создание нового мира без страха смерти. или, главное, стыд, то есть позор, только очень подлый и смешной, так.

Кроме того, безымянный герой, проявляя незаурядный ум и мужество, исследует собственное сознание, собственную душу. Он считает, что умный человек х гг. Деятельность — удел глупых, ограниченных людей. Герой протестует против отождествления добра и знания, против безоговорочной веры в прогресс науки и цивилизации. Ведь в человеческой природе не только потребность порядка, благоденствия, счастья, но и — хаоса, разрушения, страдания.

Одна из таких попыток подробно описана автором записок. Как-то раз в трактире, наблюдая за игрой на биллиарде, случайно преградил дорогу одному офицеру. Несколько лет он мечтал о мщении, много раз пытался не свернуть первым при встрече на Невском. На обеде он пытается задеть и оскорбить товарищей. Те в ответ перестают его замечать. Сотрапезники уезжают в бордель, не пригласив его с собой. С этой целью едет за всеми, но они уже разошлись по комнатам проституток.

Дебора Мартинсен (США). Первородный стыд. Перевод с английского Т. Касаткиной

Федор Михайлович по какому-то поводу завел речь об отношениях между полами. Из особой горячности, с какой он говорил об этих отношениях, я вижу, что он как будто очень интересуется ими. Из воспоминаний о Достоевском.

Срам! Всё в заплатках (Достоевский). [Большов] Меня «Стыд - это страх перед ожидаемым бесстыдством» (афоризм; Платон). «Стыду, как и .. (А. Н. Толстой). Цель творчества - самоотдача, / А не шумиха, не успех.

Так фамилия Достоевских по названию села стала постепенно закрепляться за потомками Ртищева. Среди Достоевских были воины и священники. В конце в. Следы возрождения мы находим на Винничине в с. Войтовцы, где дед Достоевского, Андрей Григорьевич, служил протоиереем при местной церкви. Семейное предание Достоевских гласит, что православный протоиерей был к тому же и поэтом. Здесь родился и отец писателя, Михаил Андреевич. В году во время Отечественной войны с 4-го курса его мобилизовали в госпиталь.

Только после войны он завершил образование и стал дипломированным врачом. Со студенчества Михаил Андреевич имел привычку к труду, любовь к ближнему, стремление защитить обиженных, был готов к служению людям.

Уроки стыда от Достоевского

Начнем с популярной биографии. Селезнева , , Сараскиной по сравнению с ними менее беллетризована. В отличие от Л. С одной стороны, она рассказывает, как из всех осужденных один Петрашевский явно ей несимпатичный!

Литература. Литературоведение. Устное народное творчество . высшее, от них не зависящее, заставив людей забыть страх и стыдиться смирения.

Духовные основы творчества Достоевского Страдания и сострадание. Сложность и богатство контрастов и болезненная заостренность в ощущениях и в чертах характера его героев всегда бросались в глаза и общеизвестны. Но была склонность эту несомненную, может быть, даже особенно ярко бросающуюся в глаза черту истеричности его героев абсолютизировать и отнести ко всему творчеству и более того, ко всему внутреннему миру самого Достоевского.

Или, вернее, болезненная до мучительности заостренность его переживаний и тем поданных с таким мастерством и диалога и рассказа и всей композиции требовала и находила себе в его духовном опыте противоположные и умиряющие, преодолевающие и преображающие их силы. Отсюда объясняется эта столь знакомая нам сложность и глубина! Особенно истощающе действовало на него его творчество.

И все это просветлялось и оживлялось вспыхивающими неожиданно искрами огромной и живой доброты и участия к людям. И как может Достоевский написать такие слова в одном особенно им любимом из своих произведений: Жестокими картинами своих романов и повестей он теребит нас, он мучит нас… чтобы и мы сострадали.

Религиозные представления Ф.М. Достоевского и его творчество

Мне кажется, что она является одной из основных в творчестве писателя. Вопрос о свободе личности будет актуален всегда. Многие великие писатели и ученые пытались разобраться в том, что такое свобода, в чем она заключается. Нельзя понимать это слово однозначно. Каждый человек вкладывает в него свой особый смысл.

Эволюция героя в раннем творчестве Достоевского 37 Угрызения совести и стыд преобладают в снах Раскольникова, угрызения совести и страх.

Полный текст автореферата диссертации по теме"Художественная логика стыда в прозе Ф. С диссертацией можно ознакомиться в Зональной научной библиотеке Воронежского государственного университета. Автореферат разослан ноября г. К настоящему времени отечественным и зарубежным литературоведением накоплено огромное количество работ, где творчество Ф. Достоевского рассматривается с самых разных точек зрения: Однако и до наших дней попытки комплексного изучения отдельных ключевых категорий творчества писателя в том числе и страстей-аффектов, модальных универсалий , предпринимаются сравнительно редко.

Этот вывод в полной мере применим и такой важнейшей универсалии для писателя, как стыд. В единственной монографии, посвященной анализу стыда в творчестве Достоевского, автор Д. Актуальность диссертационного исследования определяется несколькими моментами. Научная новизна диссертации определяется, прежде всего, недостаточной изученностью категории стыда в русской литературе в общем и в творчестве Достоевского - в частности.

Объект нашего исследования — художественная проза Достоевского, предмет — реализация в ней стыда на различных уровнях - лексическом, нарративном, мотивном, характерологическом, онтологическом. Основная цель диссертации - обнаружить логику стыда в прозе Достоевского в связи с авторским поведением писателя. Достигнуть поставленной цели можно при условии решения исследовательских задач: Теоретическую базу исследования составили труды отечественных и зарубежных ученых, среди которых основную роль сыграли общие и частные разыскания в области художественного творчества Достоевского - как классические литературоведческие работы М.

Галина Гапон. Стыд, вина, слияние, зависимость. Травма униженного.