Лосев А. История античной эстетики. Аристотель и поздняя классика

Платон об искусстве красноречия Философско-эстетическое учение древнегреческого мыслителя Сократа гг. Сократ учил устно - для педагогического и риторического образования чрезвычайно интересен метод получения знания через вопросно-ответный диалог, ставящий учеников подчас в тупик, но затем приводящий к правильным выводам. То же самое касается и того, что в самом деле хорошо и прекрасно, - достаточно знать, что таким представляется. Именно так можно убедить, а не с помощью истины с. Он выступает против софисткой риторики, поскольку считает, что в основе ораторского искусства лежит знание человеческой души, т. По Платону, оратор должен постичь истину того, о чем собирается говорить.

О «Риторике» Аристотеля

Электроника Экологические группы птиц Астраханской области: Птицы приспособлены к различным условиям обитания, на чем и основана их экологическая классификация Экологические группы птиц Астраханской области: В ней риторика определяется как учение, способствующее находить возможные способы убеждения относительно каждого данного предмета.

Оба трактата Аристотеля"Поэтика" и"Риторика" составляли целостное .."[ чтобы испытать страх], человек должен иметь некоторую надежду на.

Список использованной литературы Краткая история доаристотелевской риторики. Ораторское искусство Греции века. Начало культивирования устного слова было положено софистами, которые, будучи сами выдающимися мастерами красноречия, обучали и других этому искусству. Они основали школы, где за плату каждый желающий мог узнать правила построения речи, надлежащей манеры ее произнесения, эффектной подачи материала.

В Афинах, центре культурной жизни Эллады, все видные политические деятели были превосходными ораторами. Свободно владел словом Перикл; его речи, целенаправленные и убежденные, с точными и образными сравнениями производили на слушателей огромное впечатление. Известны два основных типа речей - политические и судебные. Высшим достижением ораторского искусства признавались политические речи, а среди них наиболее важными считались совещательные, т.

Источники показывают, что аттическими ораторами был поставлен и дискутировался вопрос о месте, занимаемом ими в государстве и назначении их выступлений. Большинство из них полагало, что назначение политических речей - приносить благо, а долг оратора как гражданина - обратить дар слова на пользу родному городу. Темой обсуждений были злободневные вопросы современности и более общие проблемы: Из представителей старшего поколения ораторов наибольшей известностью пользовались Антифонт, Андокид и Горгий.

По своим политическим взглядам оратор - сторонник демократии, которая ассоциируется у него с независимостью. Его речи позволили исследователям воссоздать многие положения демократической теории:

Согласно Аристотелю, прекрасное есть благо. И оно приятно потому, что оно - благо. Что же такое благо? Это - осуществление реализация - С. Деятельность разума связана с удовольствием, переходящим в пределе в блаженство. Лосев полагал, что Аристотель считал прекрасными те поступки, которые противоположны постыдным поступкам, которые совершаются не из страха, которые ведут к справедливой славе и почету.

Да будет все к лучшему; но ежели что-нибудь случится, то Аристотель распорядился так. Мужество — это мужество перед страхом, так что, когда страх умерен, мужество увеличивается. Надежда — это сон наяву. Риторика – это способность находить возможные способы убеждения относительно.

Список использованной литературы Краткая история доаристотелевской риторики. Ораторское искусство Греции века. Начало культивирования устного слова было положено софистами, которые, будучи сами выдающимися мастерами красноречия, обучали и других этому искусству. Они основали школы, где за плату каждый желающий мог узнать правила построения речи, надлежащей манеры ее произнесения, эффектной подачи материала.

В Афинах, центре культурной жизни Эллады, все видные политические деятели были превосходными ораторами. Свободно владел словом Перикл; его речи, целенаправленные и убежденные, с точными и образными сравнениями производили на слушателей огромное впечатление. Известны два основных типа речей - политические и судебные. Высшим достижением ораторского искусства признавались политические речи, а среди них наиболее важными считались совещательные, т.

Источники показывают, что аттическими ораторами был поставлен и дискутировался вопрос о месте, занимаемом ими в государстве и назначении их выступлений. Большинство из них полагало, что назначение политических речей - приносить благо, а долг оратора как гражданина - обратить дар слова на пользу родному городу.

;Риторика" Аристотеля

Многие идеи он перенял от своего учителя Платона, и значительно развил его учение об ораторском искусстве. Он подвел итог развитию классического греческого красноречия, завершил превращение риторики в научную дисциплину. Аристотель сформулировал цель риторики: Поэтому риторика необходима как в делах, касающихся обыденных потребностей отдельного человека, так и в делах государственного значения. Аристотель создал стройное теоретическое учение о принципах достижения прекрасного в области словесного творчества.

Проект «Трактат Псевдо-Аристотеля"О добродетелях и пороках": перевод .. Мужеству свойственно трудно поддаваться страху смерти, быть . Сопутствуют же добродетели порядочность, кротость, дружелюбие, добрая надежда, видно, весь текст имеют тесную связь с «Риторикой» Аристотеля (Rhet.

После подчинения Греции Филиппу Македонскому Аристотель согласился быть воспитателем его сына — Александра Македонского, ставшего впоследствии знаменитым полководцем. В последние годы жизни Аристотель основал в Афинах собственную школу, которую называли Ликей. Утром там занимались философией, после обеда — риторикой.

Сочинение состоит из трех книг. Далее рассматриваются виды ораторских речей. Далее рассказывается о том, как убеждать слушателей, вызывая у них определенную страсть: Аристотель показывает, как и почему должен учитывать эти страсти оратор. Говорящему не следует забывать о возрасте слушателей, их происхождении, общественном положении и т.

Все это необходимо для того, чтобы речь была убедительной. Как видим, главным для Аристотеля, как и для софистов, является убедительность речи. Однако если для последних была не существенной истина наоборот, высшим искусством считалось убедить слушателей в чем угодно , то для Аристотеля, как и для Платона, важна достоверность того, о чем говорится в речи.

Аристотель много места отводит логическим доказательствам, убеждающим слушателей в истинности сказанного.

Риторика Аристотеля

Сын Никомаха, врача македонского царя Аминты . Родился в городе Стагире, по месту рождения его иногда называли Стагиритом. В течение 20 лет гг.

Аристотель в"Риторике" передает лишь несколько"крылатых и решающий момент расставания с жизнью бьи для них и концом страха и началом .."в случае какого-либо несчастья выступать на суде с большей надеждой на.

Деловая риторика Дальнейшее развитие риторики в античный период было связано с категорией истины. Попытки создания идеальной риторики, свободной от элементов софистики, начали предприниматься уже в - вв. Софистам пытались противостоять самые крупные философы. Постоянные диспуты с ними вел Сократ. В традициях Сократа, Платона и Аристотеля риторика рассматривается не как средство убеждения кого угодно и в чем угодно1, но как способ постижения истины, и такая позиция соответствует этическим нормам.

В их трудах осуществляется реабилитация риторики и ее отделение от софистики. Их главный тезис можно сформулировать так: То есть именно истина обладает наибольшей силой убедительности. Они разработали особую модель диалога, где участники совместно ищут истину. Например, сохранился диалог Сократа с юношей Лампроклом, где обсуждается семейная проблема Лампрокла:

Теория риторики - Теория ораторского искусства Аристотеля

Риторика — искусство, соответствующее диалектике, так как обе они касаются таких предметов, знакомство с которыми может некоторым образом считаться общим достоянием всех и каждого и которые не относятся к области какой-либо отдельной науки. Вследствие этого все люди некоторым образом причастны к обоим искусствам так как всем в известной мере приходится как разбирать, так и поддерживать какое-нибудь мнение, как оправдываться, так и обвинять. В этих случаях одни поступают случайно, другие действуют в соответствии со своими способностями, развитыми привычкой.

Риторика. Автор:Аристотель. Читать онлайн. Читать книгу на гнев, сострадание, страх и все этим подобные и противоположные им [чувства]. вследствие надежды наказать, так как приятно думать, что достигнешь того, .

В Древний Рим риторика проникает в веке до н. Оригинальностью римская риторика никогда не отличалась. Наиболее полное выражение римская риторика получила в работе Квинтилиана. В римской риторике продолжался спор об азианизме и аттицизме. Первым последователем азианизма направления был Гортензий, а впоследствии к нему примкнул Цицерон, высказывающийся, впрочем, в некоторых сочинениях и в пользу аттицизма.

Наиболее изящным представителем аттицизма в римской литературе можно считать Юлия Цезаря. Каждый из них был неразрывно связан с остальными, но, смотря по обстоятельствам, мог занимать господствующее положение. Было унаследовано и учение о разработке пяти этапов речи. В период эллинизма окончательно определяются пять составных частей риторики как необходимые и взаимосвязанные этапы ораторской деятельности: Находки, советы, рекомендации и положения древнегреческой риторики сохранили свое значение и в настоящее время; они представляют не только историко-культурный, но и практический интерес в деле обучения ораторскому мастерству, в его совершенствовании.

Первым римским оратором и писателем считается Аппий Клавдий Цек Слепой. Он был цензором, а впоследствии консулом, прославился речью против перемирия римлян с эпирским царем Пирром в х гг. К его содержательным речам эпиграфом можно поставить им же сказанные слова, обращенные к молодому оратору: Прекрасными ораторами были братья Гракхи, Гай и Тиберий.

Шпаргалка: Риторическое учение Аристотеля

В этом случае пригодно изречение Ксенофана, что когда человек безбожный делает вызов человеку благочестивому, стороны представляются неравными; здесь мы имеем дело с таким же случаем, как если бы человек сильный вызывал слабого человека на бой или [лучше сказать] на побиение Если мы принимаем требование клятвы от нашего противника, мы можем мотивировать это тем, что мы доверяем себе, а к своему противнику никакого доверия не чувствуем.

Здесь снова можно привести изречение Ксенофана, изменив его в том смысле, что положение уравнивается, если нечестный человек требует клятвы, а человек честный принесет ее, что странно отказаться от принесения клятвы в деле, в котором от самих судей требуешь клятвы. Если же мы требуем клятвы от противника, то для объяснения этого можно сказать, что желание вверить свое дело Богу - желание благочестивое, что мы не имеем никакой нужды желать других судей, потому что решение дела предоставляется самому противнику и что бессмысленно не желать приносить клятву там, где от других требуешь клятвы.

и содержание античного философско-медицинского осмысления страха в слова и фразы: страх; тревога; боязнь; трусость; боль; болезнь; надежда; .. Аристотель. Поэтика // Аристотель. Риторика. Поэтика. М.: Лабиринт,

По популярности По новизне Басни употребляются в народных собраниях; они имеют ту хорошую сторону, что подыскать в прошедшем факты, подобные [данному случаю], трудно, басни же [подыскать] легче; их следует сочинять, как и притчи, если кто может видеть сходные черты, а это легче делать с помощью философии. Легче подыскать [примеры] из области вымысла, но полезнее посоветовать что-нибудь, опираясь на факты, ибо по большей части будущее подобно прошедшему.

Точно так же и вам, мужи самосские, этот человек не может больше причинить вреда, потому что он богат. Если же вы умертвите его, то явятся другие, бедные, которые, расхищая общественное достояние, разорят вас. А Эзоп на острове Самосе, защищая демагога, которого осуждали на смерть, рассказал, как лисица, переправляясь через реку, попала в обрыв; не будучи в состоянии выбраться оттуда, она долго там страдала, и в нее впилось множество клещей; еж, пробиравшийся мимо, увидев ее, сжалился над ней и спросил, не вытащить ли из нее клещей, но она не согласилась на это и на вопрос — почему?

И то, что бывает предметом наук и искусств, может быть, и бывает, и возникает. Возможно также начало того, конец [чего возможен], ибо все возникает с начала. И если может возникнуть последующее по бытию или по возникновению, то возможно и предыдущее: И если [возможно возникнуть] ребенку, возможно и мужу, ибо первое есть начало.

Подобным же образом [они относятся] и к гневу, и к желанию. Они соединяют благоразумие с храбростью и храбрость с благоразумием. В юношах же и старцах эти качества являются разъединенными, ибо юноши мужественны и необузданны, а старые люди — благоразумны и трусливы. Вообще говоря, они обладают всеми полезными качествами, которые есть у юности и у старости в отдельности, что же касается качеств, которыми юность и старость обладают в чрезмерной или недостаточной степени, то ими они обладают в степени умеренной и надлежащей.

Тело достигает цветущей поры от тридцати до тридцати пяти лет, а душа — около сорока девяти лет.

Античная риторика и категория истины. Риторические идеи Аристотеля

Примеры подобной словесной эквилибристики собраны в й и й частях второй книги, и поражают воображение внешней убедительностью словесного построения, лишенного логики. Например, он говорит о предисловии, как о необходимой части любой речи: Все эти части — начало; они как бы прокладывают путь для последующего

Михаил Курушин. великих военных тайн · Надежда Ионина, Михаил После смерти Платона Аристотель жил в городе Ассосе, затем в «Этика» (в 10 книгах), «Риторика» (в 3 книгах), «Физика» (в 8 книгах), «О . производящее посредством сострадания и страха катарсис подобных аффектов».

Глава Нравы черты характера людей в различных возрастах, черты, свойственные юности. Я называю страстями гнев, желание и тому подобные [движения души], о которых мы говорили раньше качествами — добродетели и пороки — о них сказано раньше, а также о том, что предпочитают отдельные личности и что они способны делать. Возраст — это юность, зрелый возраст и старость. Жребием я называю благородство происхождения, богатство, власть и вещи противоположные этим, и вообще удачу и неудачу.

Юноши по своему нраву склонны к желаниям, а также склонны исполнять то, чего пожелают, и из желаний плотских они всего более склонны следовать желанию любовных наслаждений и невоздержанны относительно его. По отношению к страстям они переменчивы и легко пресыщаются ими, они сильно желают и скоро перестают [желать]; их желания пылки, но не сильны, как жажда и голод у больных. Они страстны, вспыльчивы и склонны следовать гневу. Они слабее гнева [не могут совладать с гневом], ибо по своему честолюбию они не переносят пренебрежения и негодуют, когда считают себя обиженными.

Они любят почет, но еще более любят победу, потому что юность жаждет превосходства, а победа есть некоторого рода превосходство. Обоими этими качествами они обладают в большей степени, чем корыстолюбием:

Портал"Юристъ" - Ваш успех в учебе и работе!

В ней риторика определяется как учение, способствующее находить возможные способы убеждения относительно каждого данного предмета. Это, по мнению Аристотеля, не составляет задачи какого-нибудь другого искусства, потому что каждая другая наука может поучать и убеждать только относительно того, что принадлежит к ее области. Всеобщий характер риторики, как искусства убеждения, по своей природе сходен с диалектикой. Прежде всего, аристотелевский трактат был создан раньше, чем разработанная система риторический категорий сформировалась окончательно.

Предшественниками Аристотеля можно назвать только школу Исократа, один из представитель которой, Теодект, позже оказался в Академии Платона.

Понятие террора (terror значит ужас) ввел Аристотель для обозначения особого типа Цель террористов — создание именно невротического страха. .. Риторика была соответствующей: «Приняты все необходимые меры. Одна надежда, что и военные, и чиновники, и масса простых людей на словах.

Очевидно также, из-за чего люди завидуют, кому и в каком состоянии, если зависть есть некоторого рода печаль, являющаяся при виде благоденствия подобных нам людей, наслаждающихся выше указанными благами -[печаль], не имеющая целью доставить что-нибудь самому завидующему [человеку], но имеющая в виду только этих других людей.

Зависть будут испытывать такие люди, для которых есть подобные или кажущиеся подобными. Подобными - я разумею, по происхождению, по родству, по возрасту, по дарованиям, по славе, по состоянию. Завидуем мы и тем, чьи приобретения или успехи являются для нас упреком; ведь такие люди нам близки и подобны нам здесь очевидно, что мы по собственной вине не обладаем данным благом, так что это [соображение], причиняя нам печаль, порождает зависть.

И те, кто еще не достиг или совсем не достиг чего-нибудь, завидуют тем, кто быстро [достиг этого же самого]. Негодование - чувство печали при виде незаслуженного благоденствия. Соревнование есть некоторая печаль при виде кажущегося присутствия у людей, подобных нам по своей природе, благ, которые связаны с почетом и которые могли быть приобретены нами самими, [печаль, являющаяся] не потому, что эти блага есть у другого, а потому что их нет также у нас самих.

Склонными же к соревнованию будут необходимо люди, считающие себя достойными тех благ, которых они не имеют, ибо никто не желает того, что кажется невозможным.

Метафизика Аристотеля [Объект 22]